Образовательная программа по литературе
Программа призвана расширить представления учащихся о характере, специфике, проблемах творчества русских писателей 19 века; дать представление об основных литературных школах и направлениях; обеспечить понимание места и роли отдельных произведений в контексте всего художественного наследия (через их осмысление в историко-функциональном аспекте, историко-генетическом, герменевтическом); показать особенности восприятия и оценки произведений в русской критической мысли.
Задачи: в единстве формы и содержания изучить произведения писателей 19 века; проследить жизнь художественного произведения во времени (на основе выявленных различий критических оценок показать сложность и многомерность таланта писателя); путем сравнительно-типологического анализа выявить общие тенденции и индивидуальные особенности. Предложенный подход к изучению отечественной литературы, направленный на качественное повышение уровня владения базовыми знаниями по предмету, расширяющий диапазон представлений историко-литературного характера, соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
Ценность русской классической литературы 19 века и необходимость ее изучения точно определил ученый-литературовед Н.Н. Скатов в одной из своих статей, посвященных национальному своеобразию русской литературы: «Общепринято считать, во всяком случае с европейской точки зрения, что в человеческой истории искусства были три великие эпохи. Помимо античности и европейского Возрождения, это русская литературная классика, лучшее, по словам Горького, что создано нами как нацией... Русской классической литературе свойственно целостное восприятие бытия, формируемое на одном из самых великих явлений мирового искусства». Таким образом, обращение к отечественной литературе 19 века обусловлено двумя причинами: во-первых, классическая литература этого периода сосредотачивает в себе всю полноту культурно-исторического опыта и в связи с этим требуется углубленное изучение историко-литературного процесса; во-вторых, именно литература этого периода составляет основу базовых знаний учащихся, которые контролируются ЕГЭ. Программа рассчитана на 62 учебных часа.
Режим занятий: один раз в неделю 2 академических часа.